Проекты телеканала

Свободный микрофон

Последнее время значение человека искусства - писателя, музыканта, режиссера и т. д. - укрупнилось. Это связано с анемией политики, откуда энергия перешла в культуру, и с возросшей (в сущности, традиционной для страны) социальной отзывчивостью, а значит, и ролью «мастеров культуры». Но речь не об одних мастерах, но, например, и о подмастерьях, о тех, кто набирается сил, умения, опыта, веса. Народилось и, может быть, нащупано новое творческое поколение, где мыслят свободно, смело и совсем по-разному. Именно такие люди окажутся героями программы «Свободный микрофон».
SM_CHUGUNOV 0
11.10.2014 16+
В студии программы «Свободный микрофон»   редкий вид водителя, который мало того что сам с завидным постоянством паркуется в полож ...
  1. 16.07.13
    09:25
    ShahMan

    После просмотра передачи Свободный микрофон с Алисой Ганиевой, возник ряд вопросов и даже не к Алисе, скорее риторических. Разве спустя время автор так и не взглянул на плод своего творчества с критических позиций? Или клеймо "национальный бестселлер" - не позволяет дальнейшего осмысления написанного? Не предполагает, необходимую для любого автора, работу над ошибками? Судя по интервью Алиса нескончаема довольна собой. Помимо критики, хотелось бы сказать, что сама по себе Алиса умная и в некоторой степени харизматичная девушка, прослеживается сильное эго в её натуре, без чего большие амбиции автора, как автомобиль без топлива. Но всё же зря она представляет себя последней из могикан в литературе Кавказа...)) Этот отзыв, не претендующий на статус рецензии, был написан раньше, но актуальность его, думаю, не снизилась. Тем более, похожие точки зрения, и после прочтения данного текста и, собственно, независимо от него, высказывали разные люди, цена слов которых и степень размышлений, имеет значимую цену не только в узком кругу. Но в любом случае, хочется пожелать А.Г. как автору быть искушать в своих произведениях Соль земли, той Земли, о которой она пишет. Почуять запах крови тех людей, образы которых она стремится передать. Не всё так просто и плоско в душах даже у самых примитивных особей или невежд, все они почему-то заблуждаются... Если же Алиса взялась писать о "бесах" Дагестана, то и для данной ситуации в контексте современных реалий автор должен попытаться найти тот угол зрения, с которого можно увидеть описываемую проблему оком (духовного анализа) Достоевского. Иначе зачем писать пародии? Для этого есть пародисты, "горцы орт ума", например. Ладно, увлеклись...) Критический отзыв на повесть Алисы Ганиевой "Салам тебе, Далгат!"(2011г.) В повести Алисы Ганиевой "Салам тебе, Далгат!" описываются отдельные типажи, маргинальных слоёв населения современной столицы республики, а не всё общество, разумеется. Однако, к неудовольствию некоторых читателей, ожидающих услышать большего о себе и окружающей их жизни, в рассказе преобладают негативные тона. Нет положительного образа, какой должен быть, хоть "в аду", хоть на дне, - сама жизнь, в конце концов, преподносит их миру и писателю. По первым главам - мрачная картина, но это реальность насквозь, хотя и однобокая. А если автор отображает лишь одну грань многогранника, лишь один или несколько схожих по сути стереотипов, разворачивает их жизнедеятельность и менталитет на страницах своего произведения, не меняя точки отсчёта нравственных ценностей, то говорить о нём (произведении), как о полноценном явлении в актуальной литературе нельзя. И люди, способные читать найдут верный ключ к пониманию не только того, что написано, но и того, что не описано автором, что осталось за пределами его критического взгляда. Читатели, ищущие негатива, удовольствуются таким развитием событий и такой реальностью нашей жизни, но, видящие мир иначе, зададутся вопросом: честна ли та литература, которая скрывает одно и подаёт другое в гипертрофированной, или, наоборот, в более смягчённой, форме, как безальтернативное мнение? Оценили этот труд по достоинству и русские воинствующие националисты, восприняв слегка гипертрофированные образы темы Алисы, как свою идеологическую победу в борьбе за обличение невежественных жителей страны гор. "Вот они какие! Необразованные, темные кавказцы. Все верно отмечено!" Я даже видела на одном сайте призыв к молодым националистам - ознакомиться с моей повестью, "чтобы знать с кем бороться,"- с грустью повествует Алиса в своём интервью. Порой так бывает, что кто-то пользуется чужими трудами в своих не самых благородных целях(Вспомним Ницше, несмотря на то, что оба сравнения явно контрастируют.) Только вот сама Алиса-Гулла не открыла читателю другой стороны дагестанской жизни, других людей, героев, как будто их и вовсе нет. Не стала продолжать тему своего шедевра, оборвав сюжет в самом его начале. Это говорит о том, что цель этого текстового отрывка, вырванного из тела жизни куска, проявить негатив, который, безусловно, одолевает Дагестан. Но... если художник говорит об актуальности своих вещей, то он обязан показать реальность выпуклой, со всех её сторон, а не в одной пыльно-серой плоскости. И даже околоисторические мечтания юждаговского литератора не меняют картины, всё там слишком субъективно. Человек, литературный герой, его жизнь, не могут быть втиснуты в рамки лишь повседневных будней, - реализм и актуальность жизни, описываемого автором, в том, чтобы раскрыть даже невидимые стороны его характера, увидеть то движение души, что скрывается за всей этой мишурой, которой облепили себя герои нашего времени. В нашу эпоху востребован скандально-клюквенный оттенок во всём, даже в литературе, которая переживает ныне свой ртутный век, ослепляя глаза читателей веяниями модерна и "актуальностью по заказу". Если автор желает своим пером вскрыть те или и иные явления в обществе, он не станет непременно подавать свои произведения на конкурс, ради того, чтобы экспортируя свой товар, шокировать неместную публику, надеясь получить за это главный приз. Призовая литература подобна спортивным состязаниям, но если спорту присущ этот дух, то литературе он чужд. Литература, образно говоря, не может бегать по конкурсам и банкетам в поисках признания себя. Нет смысла говорить о даровитости данного автора, этот факт на лицо. Но любой талант может быть, по воле случая или осознанного выбора, направлен в ту или иную сторону, которая связана с личным эго писателя, но никак не с Народной душой, питающей духовными соками этот самый талант. Литература сегодня оторвана от Народной души и духа и в этом её крайняя точка падения. Литература, поэзия призваны не удивлять и шокировать, но просветлять и вдохновлять ум и сердце человека...В этом её предназначение. Иначе, она превращается в публицистику или, чего хуже, в бульварную романистику. Но времена меняются, усилия преобразуются в качественный опыт, что даёт новый творческий импульс авторам, как и новые темы. Наверняка Алиса Ганиева увидит жизнь в Дагестане и с другой её стороны, не только в историко-романтической плоскости или в присущих максимализму, исключительно мрачных тонах, но и сможет узреть тот реализм жизненного подвига настоящих, ныне живущих его людей, который был, есть и будет. А для этого надо знать их, любить их, молиться за них, после чего пошлость этого мира, натурально описанная ею в рассказе, отойдёт на второй план, уступая место, создаваемой силами творца, новой жизни, которую просто надо увидеть. Некоторые спрашивают; а что представляют из себя те грани в современном дагестанском обществе, которые можно назвать положительными? Сами люди и есть то положительное, многогранное, одарённое словом, то, что мы так упорно ищем вокруг себя. Это те люди, кто корнями связан с Землёй, с Родиной и с Душою народа, без бытия которых, остановится подлинная молитва, прекратится непрерывный труд, которые есть вся его жизнь, его незаметный взору каждодневный подвиг. Если этого не станет, мир потеряет свою последнюю и первозначимую ценность, он будет отвергнут. И этих людей не надо искать, они живут, там, где они родились... Утверждать то, что в Дагестане нет положительных явлений, значит умышленно исключать себя из этого процесса, который называется жизнь внутри того пространства, где Создатель даровал душе рождение. Есть те грани, которые оказываются скрыты не только для автора вышеупомянутого рассказа, они скрыты, и от правительства, и от бизнесменов, и от тех, кому Родина представляется лишь в одном кроваво-чёрном цвете, но за которыми труд отдельных людей, направленных на просвещение поколения, на спасение родной культуры, без дыхания которой, люди точно превратятся в одно сплошное космополитическое стадо. P.S. Возвращаясь в завершении к теме, следует сказать, что "Салам тебе, Далгат!" - это не русская литература (если не обобщать сейчас до значения словесность) и никогда ею не будет. Просто это написано РУССКИМИ БУКВАМИ. На самом деле те дагестанцы, что пишут на русском, не становятся русскими (и это естественно), и в литературе, и в поэзии раскрывая свою дагестанскую (аварскую, лакскую," интернациональную", "всемирную" и др.), но не русскую душу. Это нужно понять. В данном случае речь не идёт о каком-либо конкретном авторе. Не стоит привязываться к традициям той или иной литературы, потому как каждая традиция выражает дух того или другого народа. Приобщаться же к слову великих творцов, мастеров слова дОлжно. Но если автор пишет на каком-либо языке, это не значит, что он продолжает традиции данной литературы, он лишь вносит вклад в общую словесную культуру человечества, в том числе в свою национальную, независимо от того, на каком языке он пишет. Скажи мне о чём ты пишешь и я скажу, кто ты. Русскоязычная культура настолько мощна, что даёт в своём лоне жизнь другим малым и большим культурам и в этом её уникальность. Творя в ней, различные авторы обогащают свои национальные культуры, посвящая им свой дар, и в этом состоит одна из высших целей творчества; для этого Народная душа отправляет своего сына в путь, чтоб он возвратился к Её очагам полон сил и знаний, для сотворчества ей. Кто-то эти слова воспримет как поэтические, высокопарные. Но Слово оно не может ползать, тогда оно превращается в речь слабую, инвалидную, которая прорывается сегодня и в литературу, и в религию, и в повседневную жизнь. Слово - оно живое и оно не может быть отделено от Дела. М.Шахман.

  2. 16.07.13
    09:28
    ShahMan

    Модераторы, придумайте разбивку на абзацы в функциях комментирования))

Добавить комментарий

sovsek

sovsek

Баннер

Баннер