Ведущий программы "Близкие люди"
Немного о себе
Художественный руководитель Московского Государственного театра "У Никитских ворот", драматург, Народный артист России Марк Григорьевич Розовский родился 3 апреля 1937 года в Петропавловске-Камчатском в семье инженеров. Через шесть месяцев после рождения сына его отец был арестован и 18 лет провел в лагерях. В 1938 году бабушка перевезла мальчика в Москву. В 1944 году он поступил в московскую школу №170, в которой так же в разное время учились драматург Эдвард Радзинский, актеры Василий Ливанов, Андрей Миронов, дирижер Евгений Светланов, художник Борис Мессерер, Елена Боннэр, Людмила Петрушевская.
В 1955 году после окончания школы Розовский поступил на факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, который окончил в 1960 году.
В 1964 году он окончил Высшие сценарные курсы (ныне Высшие курсы сценаристов и режиссеров).
С 1958 года, еще во время учебы в университете, Розовский стал художественным руководителем студенческого театра Московского университета "Наш дом", закрытого по цензурным соображениям в 1969 году. В театре работали актеры Семен Фарада, Михаил Филиппов, Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов, драматург Виктор Славкин, композитор Максим Дунаевский. Широкую известность получила в театре постановка Розовского "Целый вечер, как проклятые" (1964) – первый опыт в стиле театра абсурда, отмеченный премией на I Всесоюзном фестивале студенческих театров эстрадных миниатюр в Москве (1966) и "Золотой маской" на фестивале в Варшаве.
Как театральный режиссер Марк Розовский осуществлял постановки в 1970-х годах в Большом драматическом театре (БДТ имени Г.А. Товстоногова), Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр), Академическом театре имени Пушкина, Театре имени Ленсовета в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Театре русской драмы в Риге, во МХАТе, Театре имени Маяковского, Государственном театре кукол имени С.В. Образцова в Москве, Театре польском во Вроцлаве.
В МХТ имени Чехова около тридцати лет шел спектакль "Амадей", поставленный режиссером в 1983 году.
В 1970-1973 годах Розовский руководил театром при Литературном музее.
В 1974 году работал главным режиссером Московского государственного мюзик-холла.
В 1983 году Марк Розовский организовал театр "У Никитских ворот", художественным руководителем которого является по настоящий день. В репертуаре театра литературно-музыкальные представления, философские притчи, трагифарс, драма, музыкальные шоу, мюзиклы.
Наиболее известны спектакли: "Бедная Лиза" – лауреат Эдинбургского фестиваля 1989 года; "Дядя Ваня", получивший за лучшую режиссуру "Хрустальную Турандот"; "Песни нашего двора", удостоенный премий правительства Москвы и фестиваля "Голоса истории"; "Черный квадрат" – лауреат Московского международного фестиваля спектаклей одного актера в 2002 году.
Среди ярких работ режиссера и сценариста – музыкально-поэтическое представление "PRO процесс" по мотивам произведений Кафки.
Последние постановки Марка Розовского "Гамлет" (2013), "Трамвай «Желание» (2013), "Харбин-34" (2014), "Кандид, или оптимизм" (2014) вызвали огромный интерес и признание со стороны публики и критики.
Марк Розовский известен как автор многих знаменитых музыкальных постановок. Он первый в СССР поставил рок-оперу "Орфей и Эвридика" (1975) Александра Журбина, которая исполнялась около двух тысяч раз.
Мюзикл Розовского "Страйдер" или "История лошади", поставленный в БДТ в 1975 году, исполнялся на Бродвее, на сцене театра Хелен Хейс (1979), и получил высокие оценки в рецензиях "Нью-Йорк Таймc" и других американских изданий. Эта пьеса с успехом обошла многие сцены мира, была поставлена в Национальном театре в Лондоне, Статстеатре в Стокгольме, Королевском театре в Копенгагене, а также в Японии, Германии, Италии, Швеции, Финляндии и других странах.
Марк Розовский – автор пьес "Красный уголок", "Концерт Высоцкого в НИИ", "Раздевалка", "Триумфальная площадь", "ОХ!", «Харбин-34» и многих других, а также многочисленных инсценировок. Пьеса Розовского "Кафка. Отец и сын" по произведениям Франца Кафки с успехом была поставлена в театре "Ла Мама" (Нью-Йорк), "Красный уголок" – в Бонне и Дюссельдорфе.
Марк Розовский написал сценарии к нескольким кинофильмам, самым популярным среди которых стала музыкальная картина "Д'Артаньян и три мушкетера" (1978). Его режиссерская работа воплощена в ряде фильмов-спектаклей – "Кто есть кто?" (1977), "Мораль пани Дульской" (1978), "Мертвые души" (1980), "Кафедра" (1982), "Золотая рыбка" (1985), "История лошади" (1989), "Страсти по Владимиру" (1990), "Гамбринус" (1992), где он выступил и в качестве композитора, а также многих видеоверсий спектаклей театра "У Никитских ворот".
По своей первой специальности – журналист – Марк Розовский начал трудиться еще в 1960-е годы, работая на Всесоюзном радио, в журнале "Юность", "Литературной газете".
В 1979-1980 годах Марк Розовский был участником самиздатовского альманаха "Метрополь", где публиковался и сотрудничал с такими талантливыми писателями, как Фазиль Искандер и Василий Аксенов.
Розовским написаны книги о театре – "Режиссер зрелища", "Самоотдача", "Превращение", "Театр из ничего", "Чтение "Дяди Вани", "Дело о конокрадстве", "К Чехову", "Изобретение театра", «Поймали птичку голосисту». За последние годы вышли в свет его автобиографическая документальная книга "Папа, мама, я и Сталин", сборник произведений Розовского из серии "Антология сатиры и юмора России XX века" (том 51), "Сказки для Саши", "Штучки" и другие.
Розовский вел и ведет преподавательскую деятельность как профессор, художественный руководитель курса актерского мастерства в ГИТИСе, Институте русского театра, в Институте Телевидения и Радио (МИТРО).
Марк Розовский является секретарем Союза писателей Москвы, членом Союза театральных деятелей России, состоит в российском Пен-клубе.
С 2000 года по 2002 год был членом Комиссии по помилованию при президенте Российской Федерации, состоит в Общественном совете Московского бюро по правам человека.
В 2004 году Марку Розовскому было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации. Он награжден орденом Почета (1998), орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-ой степени, является лауреатом премии Федерации еврейских общин России "Человек года" (2006), дважды – «Россиянин года» (2006 и 2013). С 2014 г. Марк Розовский носит звание – академика Академии искусств России – за «выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства.
Розовский женат четвертым браком на Татьяне Ревзиной, директоре и музыкальном руководителе Театра "У Никитских ворот". В семье растет сын Семен. Сейчас – студент Международного Университета Москвы (МУМ).
От предыдущих браков у режиссера две дочери – Мария и Александра.
Мария Розовская окончила факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Ее муж, Владислав Флярковский, – ведущий "Новостей культуры" на телеканале "Культура".
Александра Розовская – актриса Российского Молодежного театра. Ее артистическая деятельность началась с 13 лет в мюзикле "Норд-Ост", где она играла Катю Татаринову и во время захвата заложников чеченскими террористами находилась на сцене театрального центра на Дубровке.
От дочери Марии у Марка Розовского двое внуков: Илья (1989 года рождения) и Вениамин (1999 года рождения).

Призы и награды:
Лауреат премии «Литературной газеты» (1975)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в сезоне 1992/1993 за постановку «Дяди Вани» А. Чехова в театре «У Никитских ворот»
Орден Почёта (1998)
Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-ой степени
Премия «Венец» (за большой вклад в современную драматургию и театральную жизнь страны)
Премия Москвы, Премия «Признание» Московского международного телевизионно-театрального фестиваля.
Чеховская медаль (2005)
Дважды лауреат национальной премии «Россиянин года» (2007 и 2013)
Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006)


Общественные награды:
Орден Ломоносова
Звезда миротворца
Академик Академии Искусств России (2014)

Творчество:

Театр:
Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького
1973, 15 апреля — «Бедная Лиза» Н. Карамзина (инсценировка, стихи, постановка), малая сцена
1975, 27 ноября — «История лошади» Л. Толстого (сценическая композиция, режиссёр, музыкальное оформление)
1987, 24 октября — «Две одноактные пьесы. Красный уголок» (пьеса), малая сцена

Рижский Театр русской драмы
1978. – «Убивец» (по «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского (пьеса и постановка).
1979. - «История лошади» (по рассказу Л.Н.Толстого «Холстомер») (пьеса, музыка и постановка).
1981. – «Бедная Лиза» (по Н.М.Карамзину) (пьеса, музыка и постановка).

Театр «У Никитских ворот»
«Будь здоров, школяр!» Б. Окуджавы (пьеса, режиссер-постановщик)
1988 — «Гамбринус» А. Куприна. Мюзикл в 2-х частях (композитор, пьеса, постановка, исполнитель)
«Дядя Ваня» А. Чехова (режиссер-постановщик)
«История лошади» Л. Толстого (пьеса, музыка, постановка)
«Как поссорился И. И. с И. Н.» Н. Гоголя (пьеса, стихи, постановка)
«Метель» В. Сорокина (пьеса, постановка, исполнение стихов)
«Мирандолина» К. Гольдони (постановка, стихи и либретто)
«Мрамор. Представление» И. Бродского (режиссер-постановщик)
«Недоросль. RU» Д. Фонвизина (художественный руководитель постановки)
«Носороги» Э. Ионеско (режиссёр-постановщик)
«ОХ!» М. Розовского (пьеса, режиссер-постановщик)
«Песни нашего двора» (сценарий, постановка, исполнитель)
«Песни нашей коммуналки» (сценарий, режиссёр-постановщик, исполнитель)
«Пир во время чумы». Свободная фантазия на пушкинские стихи (режиссёр-постановщик)
«Экклезиаст — Книга Библии» М. Розовского (идея, постановка)
«Роман о девочках» В.Высоцкого (инсценировка, постановка)
«Гамлет» В.Шекспира (постановка)
«Похороните меня за плинтусом» П.Санаева (инсценировка, постановка)
«Трамвай «Желание» Т.Уильямса (постановка)
«Viva, Парфюм» (пьеса, стихи, постановка)
«PRO ПРОЦЕСС» Ф.Кафки (пьеса, стихи, постановка)
«Дело корнета Елагина» И.Бунина (пьеса, постановка)
«Харбин-34» (режиссёр-постановщик)
«Кандид» Вольтера (пьеса, постановка)
И др. Всего – около 200 пьес и постановок (см. книгу Н.Старосельской «Дом, который построил Марк».

Другие театры
1981. – «Кафка. Отец и сын», (Московский Художественный Театр им А.П.Чехова)
1981. – «Мать обвиняет» Чапек. (Московский Художественный Театр им А.П.Чехова)
1983, 20 декабря — «Амадей» П. Шеффера (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
1986. – «Брехтиана». (Московский Художественный Театр им А.П.Чехова) Пьеса и постановка.
2011 — «Суламифь-Forever!» (рок-опера) М. Розовского (либретто, стихи)
«Звуки мюзикла». – Музыкальный театр г.Ростов-на-Дону (либретто, постановка).
2014 – «Похороните меня за плинтусом» П.Санаева. (Академический Театр им. Вахтангова. г.Владикавказ.

Кино
Фильмография
1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
2008 — Тяжёлый песок — Орёл, аптекарь
2012 – Человек - Фред

Озвучивание
1978 — Д’Артаньян и три мушкетёра — вокал (песня «Шпионы кардинала»)

Режиссёр
1977 — Кто есть кто? (телеспектакль)
1978 — Мораль пани Дульской (телеспектакль)
1982 — Кафедра (телеспектакль)
1985 — Золотая рыбка (телеспектакль)
1989 — История лошади (телеспектакль)
1990 — Страсти по Владимиру (Ленфильм)
1992 — Гамбринус (телеспектакль)
1999 — Два Набокова (телеспектакль)

Автор сценария
1967 — Семь нот в тишине...
1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
1974 — Приключения в городе, которого нет
1978 — Д’Артаньян и три мушкетёра
1978 — Будьте готовы, Ваше высочество!
1982 — Кафедра (телеспектакль)
1985 — Золотая рыбка (телеспектакль)
1990 — Страсти по Владимиру (Ленфильм) (кинофильм) сценарий и постановка.
1992 — Гамбринус (телеспектакль)
1999 — Два Набокова (телеспектакль)
Пир во время чумы (телеспектакль)

Документальные фильмы
2009 — Чистосердечное признание. Игорь Старыгин (документально-биографический фильм, посвящённый деятельности Игоря Старыгина)

Сочинения
Драматургия
Концерт Высоцкого в НИИ. Комедия.
Театр живой газеты. М., 1970 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 24)
Люди одного костра – Брехт и Третьяков. Изд. «Советская Россия».
Раздевалка. Комедия.
Триумфальная площадь. Памяти В.Э.Мейерхольда. Трагикомедия.
Красный уголок. «Современная драматургия». Пьеса для двух актеров.
Черный квадрат. «Современная драматургия». Пьеса для одного актера.
Песнь о Данко: Музыкально-поэтическая фантазия по мотивам ранних произведений А. М. Горького. М., 1984
Ох! Комедия.
Харбин-34. Драма.

Проза
Режиссёр зрелища. М., 1973 Изд. «Советская Россия».
Самоотдача: Из опыта работы одной студии: Размышления и документы. М., 1976 Изд. «Советская Россия»
Превращение. М., 1983 Изд. «Советская Россия».
Театр из ничего. Изд. «Советская Россия».
К Чехову... М., Изд-во РГГУ, 2003
Дело о «конокрадстве».— М.: Вагриус, 2006
Поймали птичку голосисту. Изд. «Зебра-Е». 2009.
Изобретение театра. М.: АСТ: «Зебра-Е». 2010
Яблокони. Книга стихов. 2012.
Антология сатиры. Том 51.
Папа, мама, я и Сталин. «Зебра-Е». 2013.
Чтение Дяди Вани. Изд. «Слово» (Word). Нью-Йорк. 1996.
Ставлю «Гамлета». Изд. «Зебра-Е». 2014.
Сказки для Саши. Изд. «Рипол-классик».
Штучки. Изд. «Рипол-классик».
Новые штучки. Изд. «Зебра-Е»
Марк Розовский

sovsek

sovsek

Баннер

Баннер